Строительное оборудование
Домой -  Монтаж 

Арматурные работы.

В зависимости от профиля стержневую и проволочную арматуру подразделяют на гладкую и периодического профиля.

В зависимости от технологии изготовления стальная арматура подразделяется на две основные группы: стержневую арматуру, получаемую путем горячей прокатки стали, и проволочную арматуру, получаемую в результате волочения стали в холодном состоянии.

В зависимости от гарантируемых механических свойств стержневую арматуру делят на классы. Для горячекатаной сварной арматуры (ГОСТ 5781—75) установлено три класса со следующими условными обозначениями: A-I, A-II и А-Ш.

По условиям применения арматурную сталь делят на ненапрягаемую и напрягаемую. Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных и предварительно-напряженных железобетонных конструкциях; напрягаемую — только в предварительно-напряженных конструкциях. Такое подразделение важно, так как некоторые арматурные стали могут быть использованы как в качестве ненапрягаемой арматуры, но с различными расчетными характеристиками.

Такой же профиль имеют арматурные стали классов A-IV, A-V. Разновидности периодического профиля горячекатаных сталей показаны на 8.6.

Класс горячекатаной арматуры периодического профиля может быть определен по рисунку поперечных выступов на поверхности стержня и по окраске концов стержней. Если стержни имеют на поверхности поперечные выступы, расположенные по винтовой линии, это значит, что они изготовлены из стали класса А-П. У стержней из стали А-Ш выступы профиля расположены под углом друг к другу, в елочку.

Ненапрягаемую арматуру выгоднее всего изготовлять в виде сварных арматурных изделий, поэтому к сталям классов A-I — А-Ш предъявляют повышенные требования в отношении свариваемости контактной» (стыковой и точечной), дуговой (шовной, ванной и электрошлаковой) сваркой.

Горячекатаные арматурные стали классов A-I и А-Ш предназначены для использования в качестве ненапрягаемой арматуры обычных и предварительно-напряженных железобетонных конструкций.

8. Сталь для ненапрягаемой и напрягаемой арматуры



Стальную волоченую проволочную арматуру подразделяют на два основных вида: арматурную проволоку и арматурные проволочные изделия.

а — гладкая круглая; б — горячекатаная периодического профиля; в — высокопрочная проволока периодического профиля: L — длина вмятин; А — расстояние между вмятинами; h — глубина вмятин; R — радиус* вмятин; г — 7-проволочные пряди; д — 19-проволочные пряди; е — двухпрядный канат из 7-проволочных прядей: й — диаметр составляющих проволок; D\ — условный диаметр первого повива; D — условный диаметр пряди каната

Арматурная сталь бывает круглого или круглого периодического профиля ( 8.6).

Арматурная проволока делится на обыкновенную гладкую арматурную проволоку (низкоуглеродистую) класса B-I и периодического профиля; при обозначении класса проволоки периодического профиля к индексу В (волоченая) добавляется значок «р» (рифленая), например Вр-1.

К проволочным изделиям для армирования напряженного железобетона относятся сварные и тканые арматурные сетки, выпускаемые по ГОСТ 8478—66.

Арматурная проволока класса B-I применяется для изготовления сварной арматуры.

Обозначения арматуры на рабочих чертежах и в спецификациях в настоящее время применяют с указанием класса арматурных сталей. Например, если на чертеже имеется обозначение 202ОА-Ш, это значит, что принято два стержня диаметром 20 мм из стали класса A-III.

Обыкновенную арматурную проволоку класса B-I применяют в основном для изготовления арматурных сеток и каркасов посредством контактной точечной сварки. Допускается использовать эту проволоку и при изготовлении вязаных каркасов балок высотой до 400 мм и колонн.

Индустриализация строительства обусловливает необходимость армирования конструкций не отдельными стержнями, а готовыми арматурными изделиями — сварными сетками и каркасами.

Виды арматурных изделий. Производство арматурных работ на строительстве включает следующие операции: укрупнительную сборку арматурных сеток и каркасов у места установки; установку готовых каркасов и укладку сеток; армирование укрупняемых сборных железобетонных конструкций напрягаемой арматурой (например, ферм); навивку напрягаемой арматуры на поверхность сооружений, смонтированных из сборных железобетонных элементов (например, резервуаров, силосов); вязку арматуры каркасов и сеток поштучно, вручную; заготовку арматуры в специализированном цехе.

Конструкции арматурные изготовляют в виде укрупненных элементов, облегчающих транспортирование и сборку и допускающих удобное соединение их между собой при установке с применением эффективных способов сварки.

Арматуру изготовляют, как правило, на арматурных заводах или в цехе заводов железобетонных конструкций с максимальной механизацией рабочих процессов и организацией производства по системе поточных линий.

При возведении монолитных конструкций на строительной площадке иногда наряду с готовыми арматурными изделиями до 20% арматуры устанавливают вручную в виде отдельных стержней с применением сварки или (реже) ручной вязки.

Ручная вязка арматуры допускается, как исключение, при выполнении мелких работ, в конструкциях, для которых не допускается сварка, или при некоторых специфических условиях.

Для элементов массивных железобетонных гидротехнических сооружений, например шлюзов, с сечениями больших размеров целесообразно применять стержни диаметром до 90—120 мм.

В железобетонных конструкциях для жилищного строительства диаметр арматурных стержней обычно не превышает 12—20 мм. В промышленном строительстве и инженерных сооружениях (мосты, эстакады, подпорные стенки) применяют стержни диаметром до 40—50 мм.

По назначению в конструкции арматуру разделяют на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.

Кроме круглой стали в качестве арматуры применяют иногда сталь и других профилей для так называемых несущих каркасов.

Распределительная арматура служит для равномерного распределения нагрузок между рабочими стержнями и для обеспечения их совместной работы. Кроме того, распределительная арматура связывает рабочие стержни между собой, препятствуя смещению рабочей арматуры при бетонировании.

Рабочая арматура воспринимает на себя главным образом растягивающие усилия, возникающие в железобетонных конструкциях от собственного веса и внешних нагрузок.

Хомуты применяют для соединения отдельных рабочих и монтажных стержней в готовый пространственный каркас. В отличие от монтажных стержней хомуты воспринимают часть усилий при работе конструкции; это учитывается при проектировании.

Монтажная арматура никаких усилий не воспринимает и обеспечивает точное положение рабочей арматуры и хомутов. При бетонировании монтажную арматуру иногда вынимают.

Кроме крюков у отдельных стержней рабочей арматуры делают отгибы при переходе их из одной зоны сечения в другую, а также для предохранения от появления косых трещин у опор.

При применении одиночных арматурных стержней из гладкой арматуры для их лучшего закрепления в бетоне концы стержней, работающих на растяжение, делают загнутыми в виде крюков.

Сварные арматурные сетки (ГОСТ 8478—66) применяют как в сборных, так и в монолитных конструкциях.

Наиболее массовое применение в строительстве нашли такие арматурные изделия, как арматурные сетки.



Сетки объединяют рабочую и распределительную арматуру и состоят из стальных стержней диаметром от 3 до 9 мм включительно, расположенных в двух взаимно перпендикулярных направлениях и соединенных в местах пересечения контактно точечной сваркой. Расстояние (шаг) между отдельными продольными и поперечными стержнями колеблется от 100 до 250 мм; ширина сетки по осям крайних стержней установлена от 900 до 3500 мм.

а, б, в — плоские; г, д, е — пространственные; ж — круглый; и — гнутый

8. Виды арматурных сеток и каркасов

8. Типы закладных деталей сборных железобетонных элементов



На 8.7 приведены в качестве примеров сварные пространственные каркасы t колонны, балки таврового сечения и балки прямоугольного сечения.

Пространственный каркас прямоугольного или квадратного сечения состоит из четырех плоских каркасов.

Чтобы сделать несущие каркасы более жесткими (по сравнению с обычными), применяют вместо арматурных стержней круглого сечения жесткие прокатные профили (уголки), полосовую и квадратную сталь.

Сварные арматурные пространственные каркасы могут быть различного типа. В строительстве применяют так называемые арматурные несущие каркасы.

Несущие каркасы применяют в гидротехническом строительстве и в инженерных сооружениях из монолитных конструкций, например эстакадах.

Опалубку к заготовленным несущим каркасам можно крепить после их установки в проектное положение на строительной площадке или навешивать на каркасы перед их перевозкой на место установки. В последнем случае их называют арматурно-опалубочными блоками.

Закладные детали нужны для соединения сборных железобетонных элементов между собой при возведении здания или сооружения. На 8.8 показаны основные типы закладных деталей. Для пластин используют листовую, полосовую и иногда фасонную (угловую) сталь. Число анкерных стержней может быть различным, но обязательно должно быть четным.

Монтажные петли, необходимые для строповки при подъеме и установке, являются принадлежностью почти каждого сборного железобетонного элемента. Поэтому изготовление петель — обязательная операция, выполняемая в арматурном цехе завода сборных железобетонных изделий.

При перевозке готовых каркасов надо учитывать их размеры и массу.

Транспортирование арматурных изделий. В зависимости от местных условий арматурные изделия на строительную площадку могут быть доставлены железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. Выбор вида транспорта зависит от расстояния перевозки, размеров арматурных конструкций, их максимального веса и потока арматуры в смену.

Большие тяжеловесные арматурные каркасы (например, на гидротехническом или мостовом строительстве) перевозят на обычных железнодорожных платформах.

Каркасы и сетки следует перевозить так, чтобы не повредить их. Для этой цели применяют пакетную перевозку плоских каркасов и сеток в специальной инвентарной сборно-разборной таре, конструкция которой должна соответствовать размерам и массе пакета. Пространственные несущие каркасы необходимо грузить, перевозить и разгружать в таком положении, чтобы они не деформировались под действием собственного веса.

Допускается хранение небольших партий круглой стали диаметром более 38 мм на открытой площадке.

Поступающую для обработки стержневую арматурную сталь после проверки по сертификатам (заводским документам, содержащим сведения о количестве, сортаменте, сортности продукта и соответствии ГОСТ) хранят на стеллажах под навесом или в закрытых складах рассортированную по маркам, диаметрам, длинам и отдельным партиям (поставщикам).

Сварочную проволоку в бухтах массой не более 80 кг доставляют и хранят в таре. Бухты, свернувшиеся в восьмерки, имеющие узлы и перепутанные витки, отбраковывают при получении до отправления на склад.

Арматурную сталь в бухтах и товарные арматурные сетки хранят под навесом на бетонном полу или на деревянных подкладках. Бухты укладывают плашмя или наклонно общей высотой штабеля не более 1,5 м. Сетки, свернутые в рулон, хранят в вертикальном положении.

Арматурные работы являются частью железобетонных работ, выполняемых поточным методом. Поэтому очень важно поставлять арматуру на строительство комплектно. В противном случае срывается начало укладки бетонной смеси и нарушается общий график производства работ по объекту.

Холоднотянутую проволоку, прядевую и другую напрягаемую арматуру для предварительно-напряженных железобетонных конструкций хранят в сухом закрытом помещении. Арматуру с кавернами или вмятинами на поверхности нельзя применять в качестве напрягаемой. Бирки хранимой арматуры должны быть ясно видны.

Монтаж и установка арматурных изделий. Арматуру по возможности следует монтировать укрупненными пространственными элементами, что ускоряет выполнение работ и снижает их трудоемкость.

Запас арматуры на объекте зависит от режима работ — одна, две или три смены в сутки. При работе арматурщиков в одну смену обычно принимают трехсменный запас.

Деформированные при транспортировании арматурные элементы до их установки должны быть выпрямлены. Перед началом монтажа необходимо проверить наличие на рабочем месте всех элементов, подлежащих укладке в течение смены.

Последовательность установки арматурных элементов при монтаже принимается в зависимости от условий производства работ.

Установку арматуры можно начинать только после проверки соответствия опалубки проектным размерам и подписания акта о приемке работ по устройству опалубки. При установке арматуры следует соблюдать размеры защитного слоя, предохраняющего арматуру от коррозии, и расстояний между стержнями. Толщина защитного слоя бетона (мм) зависит от конструкций, в которые укладывают арматуру.

Монтаж крупных арматурных конструкций промышленных и специальных сооружений производится по проекту производства работ, в котором указаны последовательность установки отдельных элементов, способы их подачи, скрепления узлов и применения временных приспособлений.

Толщину защитного слоя бетона следует увеличивать не менее чем на 10 мм в местах систематического воздействия на бетон дыма, паров кислот, высокой влажности и т. п., а также при повышенных требованиях к огнестойкости железобетонной конструкции.

Хомуты должны отстоять от поверхности бетона не менее чем на 15 мм.

Арматуру фундаментов колонн следует выполнять в виде готовых сеток, а при тяжелой арматуре — иногда отдельными стержнями, соединяемыми между собой на месте установки.

Защитный слой бетона обеспечивается установкой бетонных или стальных подкладок упоров и поперечных стержней между арматурой и опалубкой ( VIII.9). Подкладки из обрезков арматурной стали, выходящие на лицевую сторону железобетонной конструкции, ставить не рекомендуется, так как это зачастую приводит к появлению на поверхности бетона ржавых пятен.



Установка арматуры колонн при небольшом ее весе производится вручную путем кантовки готового каркаса в короб опалубки. Тяжелые каркасы собирают и сваривают на месте из отдельных стержней. Более целесообразно тяжелую арматуру колонн устанавливать отдельными готовыми сварными элементами, соединенными на месте установки. Перед установкой каркаса колонны проверяют правильность положения выпусков,, а при необходимости их отгибают в сторону в соответствии с чертежом.

а — в балках и ребрах плит при помощи упоров; б — в балках и колоннах при помощи бетонных подкладок; в — в балках посредством удлиненных поперечных стержней: 1 — каркас; 2 — упоры из отрезков стержней; 3 — опалубка; 4 — бетонные подкладки; 5 — вязальная проволока; 6 — удлиненные арматурные стержни

8. Способы обеспечения защитного слоя

Арматура балок собирается из сварных каркасов, частей каркаса или отдельных стержней. При большом весе каркаса его подают в опалубку краном. Каркас балки надевают сначала одним, а затем другим концом на выпуски арматуры колонн.

На 10 показаны примеры строповки каркасов различных конструкций.

Установка арматуры плит и стенок заключается в укладке готовых сварных рулонных или плоских сеток, которые раскатывают, раскладывают на опалубке между балками и прогонами и закрепляют в проектном положении.

Балки армируют также плоскими сварными каркасами, которые поочередно опускают в опалубку и закрепляют в нужном положении шаблонами или посредством специальных упоров.

8.10 Строповка арматурных каркасов



Стыки ненапрягаемой рабочей арматуры диаметром до 32 мм в сварных и вязаных сетках и каркасах могут выполняться внахлестку без сварки, при диаметрах j:

1 — каркас; 2 — траверса

Для сварных каркасов стыкование внахлестку допускается только с односторонним расположением рабо- -чих стержней арматуры; при двустороннем расположении рабочих стержней стыкование каркасов без сварки не допускается.

стержней от 32 до 40 мм такие стыки не рекомендуются, 3 а свыше 40 мм — не допускаются. Не допускается также % устройство стыков внахлестку без сварки в элементах, сечение которых полностью растянуто, например в тяжках.

Стыки стержней в нерабочем направлении (поперечные монтажные стержни) выполняют с перепуском, равным 50 мм при диаметре распределительных стержней до 4 мм и 100 мм — при диаметре более 4 мм.

При стыковании сварных сеток из круглых гладких стержней в каждой сетке в пределах стыка должно располагаться не менее двух поперечных стержней. При стыковании сеток из стержней периодического профиля приварка поперечных стержней в пределах стыка не обязательна, но в этом случае длина нахлестки увеличивается на пять диаметров стержней.

Стыкование на месте установки сварных сеток и каркасов при помощи дуговой сварки рабочих стержней производится при диаметре стержней не менее 8 мм. Стержни диаметром до 18—20 мм сваривают посредством накладок или внахлестку.

При диаметре рабочей арматуры 10 мм и более сварные сетки в нерабочем направлении рекомендуется укладывать впритык одну к другой, перекрывая стык специальными стыковыми сетками, укладываемыми с перепуском в каждую сторону не менее 15 диаметров распределительной арматуры, но не менее 100 мм.

Соединения стержней диаметром свыше 18—20 мм выполняют ванным способом на желобчатых подкладках или накладках.

Применяют также стыкование приваркой стержней сеток и каркасов к общей стальной полосе. В этом случае общая длина фланговых швов на каждом стержне должна быть не менее десяти диаметров привариваемого стержня.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, контролируют наружным осмотром и выборочными испытаниями образцов, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с приемщиком;

Контроль качества монтажа. Порядок приемки смонтированной арматуры заключается в следующем: установленные арматурные конструкции перед бетонированием должны быть проверены и приняты по акту, С этой целью производят наружный осмотр и инструментальную проверку размеров конструкций по чертежам; местоположение, диаметр и число стержней, а также расстояние между ними и допуски должны соответствовать проекту; отклонения (в мм) при установке арматуры не должны превышать допускаемых.



в акте приемки смонтированных арматурных конструкций должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества блока и разрешение на его бетонирование.


Физические методы неразрушающего контроля прочности бетона. Физические свойства. Формирование экономико-правовых и организационных основ рационального использования городского подземного пространства. Формование бетонных и железобетонных изделий. Формы деформаций зданий и сооружений. Фундаменты глубокого заложения. Фундаменты на структурно-неустойчивых грунтах. Асфальтовые бетоны.

Домой -  Монтаж  Вывоз мусора: www.lugr.ru, кузовные запчасти для иномарок
 
Сайт управляется системой uCoz