Строительное оборудование
Домой -  Монтаж 

Модернизация системы социально-бытового обслуживания.

Дошкольные и школьные учреждения, действующие в застройке, привязывают к обслуживаемым ими группам домов или кварталам. Для этого обеспечивают безопасный подход к ним по пешеходным путям, не пересекающимся с транспортными трассами.

В условиях реконструкции жилых территорий социально-бытовое обслуживание населения обеспечивают на базе преемственности. Она заключается в использовании существующих строений и помещений. Однако их емкость корректируют в соответствии с новыми или прогнозируемыми потребностями и условиями использования. В центрах городов это прежде всего относится к обслуживанию, которое функционально должно быть приближено к жилью. К нему относятся детские учреждения и магазины первой необходимости типа булочной и приемных пунктов предприятий бытового обслуживания (прачечных, химчисток и т. д.).

Идут еще на один паллиатив: сохраняют детские сады и ясли в первых этажах зданий, что характерно для плотно застроенных территорий. Прием типичен для предшествующих десятилетий. Новые здания для детей строят редко, поскольку на таких территориях сложно выделить свободный участок.

Однако такая привязка не может быть осуществлена так жестко, как в новых микрорайонах. Не всегда можно достичь нормативной доступности, т. е. оптимального расстояния до учреждения. Это связано с сохранением большинства зданий детских учреждений.

Описанные процессы накладываются на имущественное расслоение общества. Это вызывает спрос на специализированные детские объекты, к которым тяготеют определенные слои горожан. Они готовы возить детей достаточно далеко, надеясь дать им лучшее образование за счет обучения в элитных гимназиях и колледжах.

Количество детских учреждений проверяют по демографическому составу населения. Учитывают естественное старение жителей исторических районов и разуплотнение населения из-за расселения коммунальных квартир. Поэтому уменьшается потребность в рассматриваемых учреждениях.

На практике изложенный принцип выдерживается далеко не всегда, но стремиться к этому нужно. Тем более, что недвижимость, первоначально предназначенная для детских учреждений, как правило, принадлежит муниципалитетам.

Все эти тенденции учитывают при реконструкции системы детских учреждений. Иногда приходят к выводу, что часть школ и детских садов на реконструируемых жилых территориях не нужны. Их перепрофилируют или трансформируют, передают другим организациям, но предпочтение отдают социально-бытовому обслуживанию.

Кроме того, к трансформации в административно-хозяйственные организации следует подходить с осторожностью, поскольку их размещение не соответствует свойству жилой застройки и чревато понижением комфортности среды обитания.

5. Планировка участков детских учреждений на плотно застроенных территориях: а —школьного компактного; б—детского сада; в — школьного рассредоточенного

В условиях, когда по существующей ситуации невозможно выделить такой участок, иногда к основному зданию пристраивают объем с бассейном, гимнастическими и тренажерными залами. За счет многоярусности такого объема повышается эффективность использования земли.

Особую сложность представляет расширение участков детских учреждений среди плотной застройки. Поэтому идут на сокращение против нормативов площадей этих участков, но обязательно обоснованное и без нарушения их функционального содержания. На 5.9, а показан пример уплотнения школьного участка, который обеспечен всеми видами площадок, но заниженной площади.

Планировка компактного участка детского сада, расположенного в первом этаже жилого дома, приведена на 5.9, в. Здесь имеются игровые площадки, необходимые для четырех групп детей. Площадь участка уменьшена до 22 м на одного ребенка вместо 35—40 м2 по норме. Характерная особенность этого проекта заключается в размещении плескательного бассейна детского сада на первом этаже левого крыла.

Еще одно решение —это расчленение участка, например школы ( 5.9, б). Его особенность заключается в переносе спортивного ядра в междворовую зону, расположенную отдельно от школы и связанную с ней пешеходной дорожкой.

Положение усугубилось при переходе к рынку. Приватизированные тор-гово-бытовые точки стали менять свой профиль. Из жилых массивов вымываются учреждения, необходимые для жителей, но невыгодные для новых собственников.

Системы торгово-бытового обслуживания на подлежащих реконструкции старозастроенных территориях в принципе сложились. Они несут в себе накопленные десятилетиями недостатки. Например, размещение магазинов в первых этажах жилых зданий, которые нарушают комфортные условия на территории, недостаточное благоустройство помещений и др.

В проекты модернизации приближенного обслуживания закладывают корректировку профиля и размещения торговых и бытовых фирм. В некоторых городах законодательно закрепляют незыблемость и устойчивость системы обслуживания. В этой связи от градостроителей требуется создание научно обоснованных проектов и их сопровождения, а от эксплуатационников и органов управления недвижимостью — четкого соблюдения во времени этих проектов.

Сказанное прежде всего относится к учреждениям, удовлетворяющим повседневный и устойчивый спрос на товары и услуги первой необходимости, т. е. первичное обслуживание. Исчезают хлебобулочные, молочные и овощные магазины, пункты детского питания, ремонта обуви и одежды, химчистки и прачечные. Вместо клубов по интересам —для молодежи и людей старшего поколения — появляются не свойственные жилой застройке организации.

Проблема эпизодического обслуживания населения лежит в несколько другой плоскости. В старых районах вдоль улиц сложилась развитая система продовольственных и промтоварных магазинов, мест общественного питания, зрелищных сооружений и других культурно-просветительных учреждений. Однако они не выдержали испытания рынком, в основе которого лежит конкуренция, соотношение спроса и предложений.

В проектах рационально учитывают вопросы экологии. Стремятся к размещению рабочих зон больших магазинов и супермаркетов на специально выгороженных шумозащитным барьером участках, желательно в торцах зданий, где нет окон. Важно обеспечить безопасность подъездов автотранспорта к этим зонам.

Один из действенных методов интенсификации, признанный во всем мире,— это создание торговых линий вдоль улиц, где можно сконцентрировать товары и услуги, улучшить условия пользования ими горожанами. Для таких линий выбирают центральные улицы, где в первых этажах зданий расположено много торговых объектов. Обычно это небольшие помещения различного назначения, которые легко адаптировать к конъюнктуре спроса. Учитывая экономическую нестабильность в нашей стране, именно такие объекты, моментально реагирующие на потребности рынка, сейчас нужны в городах. К сожалению, торговля в городах сконцентрирована на улица с интенсивным движением, а вывод транспорта из центра является довольно сложной проблемой, поэтому во многих городах прибегают к нетрадиционным решениям.

Как показала практика, центры городов, с одной стороны, являются зоной притяжения населения, с другой — в современных экономических условиях испытывают дефицит торговых площадей. Поэтому методы интенсификации использования существующих объектов торгово-бытового назначения заслуживают особого рассмотрения.





а — реконструкция с превращением в пешеходно-троллейбусную; 6 — то же, с включением бульвара в пешеходную зону; 7 — сторона улицы с преимущественным расположением магазинов; / — существующий поперечный профиль улицы; II — реконструкция; /7/ — фрагмент плана

5.1 Создание торгово-пешеходных улиц:

Во второй половине века эти идеи получили дальнейшее развитие. В США и Канаде на свободных территориях стали создавать так называемые «моллы» — пешеходные общественные пространства, объединяющие торговлю, культурные, увеселительные и бытовые учреждения.

Создание торгово-пешеходных зон — одно из таких решений. Возникновение идеи таких зон относится к концу первой половины XX в. Еще Ле Корбюзье предложил проект реконструкции центра г. Сен-Дье во Франции, где предусмотрел систему кооперативных магазинов в сочетании с объектами культуры, спорта и даже муниципального управления.

В Европе такие моллы стали трансплантировать в городскую среду со сложившейся застройкой. Наметились два принципиально различных метода размещения таких зон.

Это может быть торговая улица или пассаж, целая система таких улиц и площадей, расположенных в строго определенной последовательности. Они, как правило, находятся под общей крышей, что круглогодично обеспечивает посетителям комфортную среду пребывания.

Снятие движения на улице с бульваром позволяет создать широкую эспланаду, путем дополнительной посадки деревьев обеспечить тень ( 5.10, б). Такое решение хорошо применять в южных городах.

В первой, наиболее простой, используют пространства существующих торговых улиц. Прежде всего выводят транспортные потоки — основной источник дискомфорта для посетителя. Иногда движение закрывают не полностью, сохраняют ограниченные маршруты общественного транспорта. Оставляют одну-две полосы движения, а остальную часть улицы отдают пешеходам ( 5.10, а).



В практике градостроительства создают пешеходные улицы не только под открытым небом. Есть примеры их превращения в пассажи. Для этого над эспланадой устраивают большепролетные перекрытия арочной конструкции или по фермам ( 5.11, а, б).

а — превращение переулка в пассаж с арочным перекрытием; б—то же, с перекрытием по фермам; в — фрагмент пешеходной зоны Столешникова пер. в Мбскве (план и перспектива—проект); 1—ресторан «Петровский»; 2 — гостиница «Московский двор»; 3 — торговый пассаж; 4 — ателье; 5 — «Бульвар букиниста»; 6 — выставочный зал «Книжная палата»; 7—библиотека; 8 — магазин-салон

5.1 Фрагменты торгово-пешеходных центров:

Другой метод заключается в использовании малозастроенных участков, внутри кварталов, где застройка менее ценна, чем вдоль улиц. Размещение торгово-пешеходных зон на этих относительно недорогих участках оправданно, поскольку транспортное движение по магистралям сохраняется. Создаваемая зона легко подключается к существующим пешеходным трассам. Новое строительство не вносит диссонанс в историческую канву периметральной застройки. Скорее укрепляет планировочную структуру территории, а существующие магазины, расположенные вдоль улиц у входов в зону, являются ее витриной.

Их поверхность стеклят для освещения солнечными лучами. Обеспечивают и инженерным оборудованием, поддерживающим стабильный тепловлажностный режим под крышей. Это сочетание систем отопления и вентиляции. Иногда их подменяют единой системой кондиционирования.

5.1 Принципиальные архитектурно-планировочные схемы торгово-пешеходных центров (моллов):



Торгово-пешеходные зоны получили распространение не только за рубежом. Подобные преобразования претерпевают территории в центре крупных городов России. Например, в Москве существует пешеходные улицы —Арбат и Театральный проезд. Под руководством А.Э. Гутнова разработан проект организации пространственного молла в районе Столешникова переулка ( 5.11, в). Подобные решения имеются в других городах СНГ.

а—линейная с двумя равноценными узлами-«магнитами»; б — то же, многоузловая с неравноценными узлами; в — то же, угловая с равноценными узлами; г—то же, с неравноценными узлами

При создании торговых улиц предполагается использовать квартиры нижних этажей жилых зданий, не отвечающие современным нормативам гигиены, инсоляции и аэрации. Они будут превращены в небольшие гостиницы, пансионы и общежития, что удобно для приезжих.

В упомянутом проекте реконструкции кварталов изменены не только функциональное содержание улицы, но и впечатления горожанина, находящегося на ней. Уже можно говорить об интерьерном восприятии улицы как торгово-рекреационного пространства. Этому способствует декоративное мощение и отделка двух этажей зданий. Украшает подсветка и подвесная реклама, если она будет выполнена на хорошем эстетическом уровне.

В решении предусмотрено перекрытие пешеходных трасс и создание пассажей. Так, на 5.11, в перекрыта анфилада проходных дворов —дублер Столешникова переулка. Это позволит не только защитить горожан от осадков, но и расширить функции пешеходной зоны без ущерба транспортному движению. Подземное пространство в проекте использовано для расположения подсобных помещений магазинов.

В некоторых объемах устроены художественные галереи и выставочные салоны. На свободных участках территории разбиты озелененные рекреационные площадки.

Другим недостатком устройства торгово-пешеходных моллов в теле кварталов является их включение в избыточно активные городские процессы. Такая активность жилым территориям не свойственна, поэтому требуется их защита архитектурно-планировочными средствами.

В создании моллов имеются отрицательные стороны. Если непродуманно организовать транспортно-складские зоны магазинов и стоянки автотранспорта, то можно зрительно преобразовать застройку вдоль улиц и она потеряет свою историческую самобытность. Ранее сверкавшая витринами, она станет менее привлекательной и никакими архитектурными средствами нельзя будет скрыть утрату зданиями активной роли. Поэтому здесь необходимо повысить функциональную роль магазинов на улицах, производственно-складские зоны разместить с учетом охраны окружающей городской среды.



Не менее важно подобрать оптимальную для данного квартала мощность предприятий торговли и об служивания, размещаемых в л\ пешеходной зоне. От этого \\. зависит не только степень \ \ активности, но и приток \ транспортируемых товаров.

1 — существующие пешеходные зоны; 2 — зоны, последовательно превращаемые в пешеходные

5.1 Проектные предложения расширения существующих пешеходных зон в Копенгагене путем создания «микрогородов»:

В простейшей линейной схеме, показанной на 5.12, я, узлы с магазинами-магнитами перенесены ближе к входам в зону. Получена двухполюсная система.

Создавая торгово-пеше- ^ ходные центры, учитывают фактор их притягательности для горожан. Здесь важно структурно-планировочное распределение вдоль пешеходных путей учреждений различной степени привлекательности.

Для определенной категории жителей дискотека, бар и ресторан могут служить магнитом, привлекающим их в определенные планировочные узлы. Для других важными являются музеи, выставки картин и галереи. Третьи считают особо привлекательными концертные залы, оперные и драматические театры или центры развлечений типа «Мулен Руж».

Возможны и многоузловые системы, как линейные, так и угловые. Схема на 5.12, в, ближе к первой и является трехмагнитной. На 5.12, б и г изображены схемы с узлами-магнитами разной степени притягательности, рассредоточенные по всей длине зоны. При этом под притягательностью подразумевают не только значение узла как элемента торговли. Этими свойствами обладают учреждения развлечения и культуры.

На старозастроенных территориях с обилием памятников архитектуры магнитом притяжения, особенно для туристов, являются эти сооружения. Тогда сама городская среда становится объектом формирования пешеходных и пе-шеходно-транспортных зон.

Четкие границы между социальными группами со своими специфическими потребностями не прослеживаются. В определенный период времени лиц одной группы могут привлекать одни учреждения, что не исключает их желания посетить другие, но при определенном стечении обстоятельств. Поэтому направленность и уровни активной деятельности в отдельных планировочных узлах внутри каждой из торгово-пешеходной систем дифференцируют. Подчиняют ситуационным условиям, сложившимся на конкретных городских территориях. Учитывают социальные, экономические и рыночные факторы. Но доминирующим должен быть фактор сочетания нового со структурой городской среды в целом и застройкой в частности.

Тенденция не ограничивать пешеходную зону одной улицей или моллом, а включить в нее значительные территории центра городов получила развитие за рубежом. Есть проектные разработки расширения отданных пешеходам пространств путем создания так называемых «микрогородов». Одно из таких предложений показанона 5.1 В нем предусмотрена такая реконструкция территории, ограниченной транспортными магистралями, при которой большинство пешеходных улиц ведут к трансформированной застройке внутри кварталов. Авторы рассчитывают таким планировочным приемом уровнять стоимость недвижимости, расположенной в их центре, с периметральной.

Создается система взаимоувязанных туристических, а не только торговых улиц. Естественно, что узлы притяжения в этой системе формируют вокруг ядер-памятников. Сопутствующие учреждения торговли приобретают специфическую направленность — продажа сувениров, предметов народного творчества и других товаров, имеющих спрос у туристов.


Некоторые исходные понятия строительного материаловедения. Неорганические вяжущие вещества. Нетрадиционные виды энергетики. Объемно-планировочные решения промышленных зданий. Обеспечение надёжности работы комплексов сооружений по очистке сточных вод и обработке осадков. Обеспечение устойчивости земляных сооружений. Область применения и классификация сооружений физико-химической очистки сточных вод. Оборудование бань и саун. Оборудование для отбора и хранения проб материала.

Домой -  Монтаж  Вывоз мусора: www.lugr.ru, кузовные запчасти для иномарок
 
Сайт управляется системой uCoz