Строительное оборудование
Домой -  Монтаж 

Общее обследование застройки.

Целью общего обследования является получение информации об истори-ко-архитектурной ценности застройки, планировке и благоустройстве территории, градостроительных, технических и других свойствах зданий. Все эти данные необходимы для разработки стратегии восстановления и обновления зданий, но прежде всего —благоустройства территории.

В жилищно-коммунальном хозяйстве обследованием называют инженерные изыскания в городской застройке. Различают два вида таких изысканий: общее и детальное.

Комплексность выражается двумя факторами. Во-первых, рассмотрение территории застройки как части городской структуры, во-вторых, изучение совокупности сведений, характеризующих отдельные здания как элемента этой застройки.

От полноты информации зависит степень обоснованности решений. Недостаточность или неточность исходных данных может привести к невосполнимым утратам в городской среде, поэтому обследование проводят с особой тщательностью. Для этого разработана программа, структурная схема которой показана на 4. Она отражает идею комплексного подхода к реконструкции.

Выходные документы общего обследования включают в себя расчетно-по-яснительную записку — сборник информации и обоснованных заключений, необходимых для принятия градостроительно-реконструктивных решений и составления бизнес-планов.

Исходная информация о территории разделена на пять групп. Особо важна историко-архитектурная и градостроительная, поскольку они являются отправной точкой в проектировании реконструкции. Данные о зданиях выделены в четыре группы. Опять же ведущие из них — это сведения об архитектурно-исторической ценности.

Технические паспорта отражают состояние зданий и все происшедшие в них изменения. По действующим правилам эксплуатации на базе осмотров технического состояния дома в эти паспорта вносят изменения.

Обследование включает в себя отбор архивных материалов, натурные изыскания и камеральную обработку. Отправными документами являются ситуационный план существующей застройки, технические паспорта зданий с инвентаризационными поэтажными планами, исторические документы об эволюции планировки территории и зданий.

4. Картограмма историко-архитекгурной ценности застройки:



фасады зданий, имеющие градостроительную ценность; 9—-границы охранных зон; 10 — граница территориальных жилищ-но-эксплуатационных организаций

1 — памятники архитектуры, охраняемые государством; 2 — здания, предложенные на охрану; 3 — то же, историко-этногра-фической ценности; 4 — то же, архитектурно-художественной; 5 — здания, представляющие интерес как элемент городской среды; 6 — рядовая застройка; 7—культовые сооружения; 8—

Историко-архитектурную ценность застройки исследуют на двух уровнях. Изучают планировочную структуру территории и обследуют здания-памятники. Обследование начинают с анализа архивных документов учреждений городского управления, исторических и краевых музеев. Именно здесь концентрируются сведения, касающиеся застройки территорий, сохраняются и планы города, составленные в разные эпохи.

Не менее важны материалы генерального плана развития города или проект детальной планировки. В последнее время, в связи с переходом к рынку и отсутствием централизованного финансирования, исключают детализацию реконструктивных мероприятий. Поэтому предлагают разрабатывать концепцию благоустройства района и его планировочных структур. Обследование ориентируют на градостроительные ограничения и требования общегородского и зонального значения.

Анализ эволюции планировки совмещают с исследованием историко-архи-тектурной ценности отдельных зданий. Архивные данные сопоставляют с уточненным ситуационным планом.

Эволюцию планировочной структуры территорий изучают, анализируя указанные документы. Как правило, привлекают специалистов из инспекций государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры. Используют исследования, проведенные этими инспекциями.

Историко-архитектурная оценка зданий требует особой глубины исследований, поскольку необходимо бережное отношение к каждому строению. Возможна реставрация и даже реконструкция, но щадящая, с максимальным сохранением старинных элементов и созданием условий обзора с наиболее выигрышных точек.

В результате анализа составляют историко-архитектурную справку, где приводят сведения о качестве пространственной структуры территории и ее частей, наличии памятников архитектуры и местах утраченных исторических зданий. Определяют историю застройки в целом и отдельных зданий. Выявляют особенности возникновения и перекладки улиц, изменений в планировке территории и причинах этих изменений. Справку сопровождают графическим материалом — планом ретроспекции развития территории. На нем наносят существующие и снесенные памятники архитектуры, их охранные зоны, которые стратифицируют на заповедные, регулирования и так далее. Показывают оптимальные секторы обзора сохранившихся памятников.

Эволюцию старинных зданий изучают по архивным документам. Выясняют не только время постройки и перестроек, но уточняют фамилии авторов-архитекторов, владельцев и даже арендаторов. Это иногда позволяет установить место жительства великих художников и общественных деятелей.

При обследовании изучают первоначальное окружение памятника и дальнейшее развитие застройки. Устанавливают, как можно обеспечить его обзор. Вводят ограничения на расположение и высоту зданий нового строительства (см. 1. а —в).

На основе получаемых данных застройку ранжируют на четыре вида:

В зданиях, подвергнутых неоднократной реконструкции, стараются восстановить первоначальный облик, определить, насколько он искажен, какие элементы утрачены или появились позже. Эту информацию записывают в форму табл. 4.2.

2) здания исторической или архитектурной ценности, предложенные к охране;

1) памятники федерального, территориального и местного значения, охраняемые государством;

4) элементы градостроительной среды, фасады которых придают кварталу индивидуальность.

3) постройки, представляющие интерес как этнографические образцы старой застройки;

Ранжируют и части зданий. Отмечают, сохранилась ли объемная композиция, представляет ли фасад художественную ценность, не утрачены ли элементы первоначальной архитектуры или ценные декоративные и композиционные детали.

Одновременно отделяют рядовую застройку и малоценные здания. Их кардинальная реконструкция и даже снос не противоречат целостности восприятия ансамбля улиц и площадей.

Поэтажные планы разных лет сопоставляют с инвентарными, хранящимися в БТИ. Определяют, насколько сохранилась первоначальная планировка. Такая проверка помогает получить не только сведения о перепланировках, но и упрощает диагностику конструкций, так как расширяет знания о внесенных в них изменениях.

Исследуют и интерьеры. Устанавливают наличие ценной лепной отделки лестниц и квартир, состояние росписей и других декоративных деталей, выявляют присутствие в интерьерах декоративных ограждений и перил, дверей и других столярных изделий, ручек и другой фурнитуры.

Составляют историческую справку, в которой дают рекомендации по использованию застройки и формулируют условия реконструкций.

Результаты обследований отражают двояко. Графическую информацию закрепляют на планах территории. На них показывают границы охранных зон разного назначения, как изображено на 4.4, г. Для особо ценных зданий восстанавливают чертежи фасадов с подбором колеров.

4. Исходные данные для обследования схемы застройки:



Информацию о ситуации на местности получают на основе полевых обследований. Во время обходов тщательно проверяют наличие и функцию зданий, поскольку возможны расхождения фактических и архивных данных. Эти данные сопоставляют с планами, хранящимися в Бюро технической инвентаризации (БТИ) и данными Дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Уточняют границы домовладений и территорий, подведомственных эксплуатационным организациям (государственным, акционерным или частным ремонтно-эксплу-атационным предприятиям, кондоминиумам, другим товариществам и фирмам).

а — ситуационный план (1— этажность, материал стен и функция здания —К —камень; Д —дерево; СМ — камень и дерево; 2 — ведомственный фонд; 3 — общежития; 4 — арендуемый дом; 5 — арендатор в части здания; 6 — адрес здания—номер и строение; 7-—дома, находящиеся на ремонте; 8 — номер ГРЭП; 10— граница домовладения; 11—то же, ГРЭП; 12— графическое обозначение жилого дома; 13 — то же, нежилого; 14 — место снесенного ценного здания); б — картограмма этажности застройки (цифрами 1—8 показано количество этажей)

О транспортных и пешеходных потоках информацию черпают в отделе главного архитектора города. В случае их отсутствия сведения об интенсивности движения транспорта и составе потоков экипажей получают в результате натурных обследований.

Обследование ситуации совмещают с получением информации о зданиях. На ситуационном плане ( 4.5, а) условными обозначениями отделяют жилую застройку от нежилой. Наносят нумерацию домов и других строений. Указывают этажность и материал стен. В дополнение к этому плану часто строят картограмму этажности, пример которой показан на 4.5, б.

4. Схемы сложившейся планировочной организации территории:



Сначала изучают особенности обслуживания территории общественным транспортом. Устанавливают местоположение остановок автобусов, троллейбусов и трамваев, а также связи со станциями внеуличного транспорта — основного средства передвижения населения к местам тяготения в крупном городе. Далее определяют реальные пути перемещения людей в пределах жилых территорий. Пешеходную сеть обследуют, выявляя трассы к местам тяготения населения: остановкам, предприятиям торговли и обслуживания, школам и детским учреждениям. В сложных условиях хаотичной застройки центра города такое обследование целесообразно проводить зимой, когда пешеходные пути легко прослеживаются по дорожкам на свежевыпавшем снегу.

а —схема пешеходного движения к магазинам, детским учреждениям и остановкам общественного транспорта (/—детские дошкольные и школьные учреждения; 2 — предприятия торговли и общественного питания; 3 — пешеходные пути; 4— остановки наземного общественного транспорта; 5 — то же, внеуличного; 6 — радиусы доступности; 7—основные конфликтные точки); б — схема функционального зонирования территории (/ — участки школьных учреждений; 2 — то же, детских; 3— то же, организаций; 4 — то же, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 5 — участки промышленности, коммунального хозяйства и прочих организаций; 6 — то же, зеленых насаждений; 7— номера ГРЭП и ДЕЗ; 8 — границы ГРЭП и ДЕЗ)

Результаты обследования сводят в справку, где, помимо прочего, ранжируют пешеходные пути на главные и второстепенные. Отмечают положительные и отрицательные стороны сложившейся транспортно-пешеходной системы. Выявляют необходимость и возможности ее изменения. В этой части обследования составляют схему типа показанной на 4.6, а.

Полученные данные о реальных расстояниях пешеходных маршрутов проверяют на соответствие действующим нормативным ограничениям. Анализируют оптимальность мест остановок с точки зрения их доступности для жителей. Изучают структуру транспортно-пешеходной системы в пределах обследуемой территории. Устанавливают, нет ли кольцевых и сквозных проездов, конфликтных точек пересечения транспортных и пешеходных потоков.

В результате обследования составляют чертеж ( 4.6, б) и справку. В ней существующий баланс территории сопоставляют с нормативными требованиями. При этом в жилую территорию не включают участки, занятые учреждениями, не свойственными жилой застройке. В суммарную площадь зеленых насаждений включают все озелененные земли, кроме участков школ и детских учреждений.

Функциональное зонирование территории прослеживают, устанавливая в натуре границы участков различного назначения.Площадь кварталов и микро-районов стратифицируют по двум уровням. На первом ее делят на 7 типов, а на втором—на подтипы, указанные в табл. 4. Наряду с зонированием выявляют участки, свободные от застройки или занятые малоценными, подлежащими сносу, строениями, где впоследствии можно разместить новые здания.

Площади, занимаемые учреждениями, сначала рассчитывают нетто, а брутто определяют, вводя коэффициент, вычисленный как отношение

В нормативных документах все расчетные данные приведены к площади территории брутто. Поэтому при анализе в территорию квартала включают площадь прилегающих улиц и переулков до оси проезжей части.

где Ка — коэффициент перевода площади нетто в брутто; AQHAH — суммарные площади обследуемой территории брутто и нетто.

Ка = Аб/Ан,

Полученную информацию совмещают с обследованием арендаторов и собственников недвижимости. Выявляют не только месторасположение, вместимость и техническое состояние объектов, но степень влияния на окружение шума и загрязнения, вызванных, например, разгрузкой или складированием товаров, внутриквартальным движением транспорта и пешеходов.

При обследовании системы социально-бытового обслуживания уточняют соответствие состава и параметров учреждений действующим нормативным требованиям. Эти учреждения, расположенные в историческом центре городов, как правило, обслуживают не локальные территории. К ним тяготеют жители других районов. Кроме того, здесь много организаций городского значения типа управленческих, финансовых, лечебных, культурно-зрелищных, спорта и связи, поэтому обследование корректируют с генеральными планами развития города.

На территории центра городов в традиционно сложившейся системе большинство учреждений и предприятий имеют достаточную вместимость и мощность. Однако сеть детских учреждений и школ, служб жилищно-коммунального хозяйства, а иногда и магазинов не соответствует нормам. Поэтому при общем обследовании возникает необходимость в анализе.

Список учреждений и предприятий социально-бытового обслуживания составляют по форме табл. 4. При этом их разделяют по принадлежности (государственные, акционерные и частные) и значению (общегородские, территориальные и местные). Исходными для этого являются сведения, получаемые в территориальных комитетах имущества, жилищных инспекциях, управлениях образования, торговли и общественного питания. Эти сведения корректируют по результатам натурных обследований.

Систему промтоварных и продовольственных магазинов обследуют по аналогии с системой детских учреждений. Как показала практика, при обследовании трудно установить площадь этих учреждений, особенно в условиях частной собственности на торговые помещения. Поэтому в магазинах с продавцами расчет допустимо вести по количеству торговых мест. Для сопоставления с действующими нормативами можно принять 20—22 м2 на каждое рабочее место в торговом зале промтоварного магазина и 20—35 м2 —продовольственного.

Систему детских учреждений обследуют, привлекая руководство этой системы. Натурно уточняют вместимость, дефекты планировки и частей зданий. Полученные сведения сводят в таблицу 4.5, где в последнем столбце указывают: форму собственности и условия оказания услуг (платные или бесплатные), встроено учреждение или расположено в отдельном здании, насколько оно физически изношено и обеспечено ли участком территории и наличия требуемых площадей. Эту информацию приводят в справке, характеризующей систему детских учреждений.

Все же анализ системы торговли необходим. Его результаты используют как информационный материал для проектирования реконструкции. Например, решения о переносе необходимой населению части временных торговых точек на стационарную основу, использовать не пригодные для жилья здания.

Потребную по нормам, вместимость торговых учреждений принимают, руководствуясь градостроительными методиками. Здесь необходимо внести поправку в эти методики. В современных переходных условиях при анализе существующей системы следует учитывать, что на старозастроенных территориях города сам рынок диктует пути развития сети торговли.Нерентабельные учреждения исчезают. В зависимости от спроса на товары помещения перепрофилируют и этот процесс перманентен.

Результаты анализа отражают по форме табл. 4.6, где в последнем столбце кроме сведений, указанных в пояснении к табл. 4.5, приводят информацию о том, насколько торговые строения нарушают окружающую среду и как отделена зона загрузки товаров от жилой застройки.

Сейчас в центре городов возникло много торговых киосков и павильонов временного характера, которые также подлежат оценке при обследовании. Важно установить, насколько они рациональны с точки зрения интересов города и населения. Не портят ли экстерьер улиц, не создают ли неудобство для жителей, не мешают ли эксплуатационным организациям убирать территорию.

Службы эксплуатационных организаций обследуют с целью выявления обеспеченности офисными помещениями основного управленческого аппарата, техников-смотрителей и объединенной диспетчерской службы. Освидетельствуют и производственные помещения: мастерские, дворницкие и гаражи уборочной техники, мусорокамеры и места сбора твердых отходов.

Предприятия общественного питания обследуют по аналогии с торговыми. В центре города их потребную вместимость принимают, как и магазинов, по «дневному» количеству населения. Результаты анализа отражают в табл. 4.7, где в последнем столбце приводят такие же данные, как и для других учреждений социально-бытового обслуживания.

Гигиену среды на территории, как правило, проверяют по двум факторам: шумовому и инсоляционному режимам застройки. В некоторых особо оговоренных случаях оценивают загазованность воздушного бассейна и аэрационный режим.

Результаты обследования отражают в справке и на чертеже-схеме типа показанной на 4.7.



Шумовой режим застройки оценивают, опираясь на теоретические разработки, изложенные в гл. Применяют графо-аналитический метод, как менее трудоемкий. Исходят из того, что основным источником шума в центральных районах городов является уличный транспорт, а в некоторых случаях и внеуличный — открытые линии метрополитена и железные дороги. Обычно этот шум на межмагистральных территориях составляет 80—90 % всех шумов.

1 — здания, находящиеся на ремонте; 2 — продовольственные магазины; 3 — то же, промтоварные; 4 — предприятия общественного питания; 5—то же, бытового обслуживания; б — административно-хозяйственные учреждения; 7—школы общеобразовательные; 8 — то же, специальные; 9 — детские сады; 10—детские ясли; И — многофункциональные учреждения культуры; 12— библиотеки; 13 — кинотеатры; 14—театры; 15 — аптеки; 16—- пункты детского питания; 17—поликлиники; 18 — радиусы доступности; 19 — номера ГРЭП

4. Схема социально-бытового обслуживания:

Данные о транспортных потоках на улицах местного значения и в переулках в городах обычно отсутствуют, поэтому эту часть улично-дорожной сети приходится обследовать дополнительно. Обычно рассчитывают шумовой режим вручную или с применением микроЭВМ.

Состав транспортных потоков, существующая и перспективная интенсивность движения на магистралях, улицах городского и районного значения являются основными характеристиками. Их закладывают в концепции реконструкции улично-дорожной сети генеральных планов развития городов. Эти же характеристики необходимы для оценки шумового режима. Поэтому при расчете пользуются данными генерального плана, если с момента проведенного обследования не произошли кардинальные изменения в системе движения в городе.

Исходные данные для графо-аналитического метода получают на местности. Визуально определяют скорости движения, интенсивность и состав транспортных потоков. Это легко сделать, поскольку потоки на второстепенных улицах легко поддаются зрительному учету даже без привлечения значительного количества учетчиков.

Метод замеров шумомерами обычно не применяют, поскольку шумы в городе не стабильны. От разных источников они накладываются друг на друга, часто появляются случайные шумы, поэтому требуется неоднократное дублирование показаний.

Вначале выполняют подготовительные работы. Выделяют характерные транспортные узлы, намечают точки размещения учетчиков и определяют их количество.

При необходимости получения точных данных о проникновении шума на межмагистральную территорию используют методики, изложенные в монографии Г.Л. Осипова и др. Для общего обследования такие данные не нужны, поэтому поправкой на материал покрытий дорог, как и способностью различных поверхностей по-разному глушить звук, пренебрегают.

4. Графический метод расчета уровней звука /А.ЭКВ:




Антикоррозионная защита полимерными материалами. Депонирование осадков сточных вод. Деревянные лестницы на тетивах. Диспетчерское управление. Добавочные вещества (добавки). Дороги стройплощадки. Дозирование компонентов. Древесные породы в строительстве. Дюкеры.

Домой -  Монтаж  Вывоз мусора: www.lugr.ru, кузовные запчасти для иномарок
 
Сайт управляется системой uCoz